29 июля в киноцентре «Ленфильма» состоится спецпоказ фильма «Год собаки»

1 225 просмотров

Режиссер Аранович был не просто художником, товарищи по кино иногда называли его «человеком тяжелой руки».

Режиссер Аранович был не просто художником, товарищи по кино иногда называли его «человеком тяжелой руки». Бывший военный летчик, он не понаслышке знал, что такое боевые задания, мужская дружба, взаимопомощь и что такое терять товарищей. Вот почему в его фильмах о войне нет фальши, подчас их даже можно принять за кинохронику подлинных событий. Аранович относится к тем режиссерам, которые на площадке любят делать все сами, вплоть до того, что готовы что-то собственноручно приколотить или бросится устанавливать свет. Он не остался в памяти безучастно стоящим за камерой или сидящим в кресле с надписью «режиссер».

В кино Аранович попал случайно, можно сказать, по воле судьбы. В 1955 году будущий режиссёр окончил Военно-морское минно-торпедное авиационное училище имени С. А. Леваневского в Николаеве и начал службу штурманом транспортной авиации ВВС Северного флота в Заполярье. Всё изменилось после авиакатастрофы, которая заставила Арановича радикально изменить род деятельности. Как рассказывал сам режиссер, в тот день он летел на пустом транспортном самолёте, по пути совершив закупки в Мурманске. Портфель в его руках был набит колбасой, которую очень просили привести его товарищи офицеры. Когда с самолётом начались неполадки, Арановичу пришлось катапультироваться, – он сделал это, больше всего беспокоясь за колбасу, которую вёз для друзей. Портфель он сберёг, однако себя полностью сберечь не удалось: Аранович попал в госпиталь. «Я знаю, что такое смерть, и всё же самое трудное началось для меня потом. Случилось так, что я перестал летать и думал, что уже никогда не поднимусь в небо. Я вернулся в Москву. С чего начинать? Что делать?».

В 1965 году Семён Аранович окончил режиссёрский факультет ВГИКа. С тех пор началась его карьера в документальном кино. В 1964 – 1970 годах Аранович работал на ЛСДФ и киностудии «Леннаучфильм». В 1965 году снял свою первую работу «Время, которое всегда с нами». Режиссёр изначально снимал непростое документальное кино, в свои фильмы он также вносил игровые приёмы: сюжет, действия, герои, образы и избегал сухого засвидетельствования фактов. Ирина Павлова писала: «Что Аранович принёс с собой в документальное кино? То, что поначалу было его личным ноу-хау и лишь потом стало достоянием мировой документалистики. Выдающиеся мастера, классики мировой документалистики на фестивалях хватались за голову, не понимая, как это сделано. Аранович, снимая свои знаменитые кинопортреты – Максима Горького, Ахматовой, Шостаковича, лётчика Гарнаева, – на основе архивных документов воссоздавал личность своего героя, проживал его жизнь, проходил его путь, как по нити Ариадны».

С 1971 года Семён Давидович работал в жанре игрового художественного кино на «Ленфильме», был одним из творцов «золотого века» киностудии. Одной из его знаменательных работ на киностудии стала «Летняя поездка к морю» (1978). Ради достоверности в кадре режиссер находил юных актеров в детских домах и колониях, обходя благополучные ленинградские школы стороной. Талант Арановича-документалиста слился воедино с художественным кино, дав честный взгляд на события военной поры.

В 1982 году Семён Давидович приступил к съемкам фильма «Торпедоносцы» (1983). После выхода этого фильма на экраны стало ясно, что даже если бы это была единственная работа в фильмографии режиссера, он бы навсегда вошёл в историю кинематографа. Фильм о военных буднях гарнизона морской авиации в Заполярье стал одним из лучших на военную тему в советском кинематографе. В фильме снялись Родион Нахапетов, Алексей Жарков, Андрей Болтнев, Станислав Садальский, Татьяна Кравченко, Вера Глаголева, Надежда Лукашевич, Всеволод Шиловский, Сергей Бехтерев, Александр Филиппенко, Юрий Кузнецов, Эдуард Володарский. Семен Аранович и съемочная группа фильма были удостоены Государственной премии СССР 1986 года.

Последней завершенной работой Семёна Давидовича стал фильм «Год собаки» (1994). История о двух абсолютно разных личностях: немолодой, доброй и культурной женщине Вере Морозовой и только что вышедшем из тюрьмы и уже успевшем разочароваться во многом молодом человеке Сергее Кожине. Фильм был удостоен Приз «Серебряного медведя» и Премии Мира на 44-м Берлинском кинофестивале.

На «Ленфильме» Семен Аранович поставил фильмы: «Красный дипломат», «Сломанная подкова», «…и другие официальные лица», «Павловск», «Летняя поездка к морю», «Рафферти», «Торпедоносцы», «Противостояние», «Большая игра», «Личное дело Анны Ахматовой», «Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии», «Большой концерт народов, или Дыхание «Чейн-Стокса», «Острова» (с Хироси Оцука), «Год собаки».

Приглашаем 29 июля в 18:00 в киноцентр «Ленфильма» на спецпоказ фильма «Год собаки», посвященный 90-летию со дня рождения Семена Арановича и 70-летию оператора Юрия Шайгарданова.



Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика

Powered by WordPress | Designed by: Best Free Host | Thanks to Online Savings Accounts, Las Vegas Condos and Incinerador De Grasa | Руссификация templatelab.ru |Google+