20-го июня праздник выпускников петербургских школ «Алые паруса» начался не в 23.00, как это было всегда, а на час раньше, в 22.00 по московскому времени.
Такое решение было принято из-за отмены в 2015-м году перехода на летнее время, что для белых петербургских ночей означает смещение на час назад короткого темного интервала, необходимого для эффектного проведения пиротехнического шоу. Эксперты Пулковской обсерватории подтвердили, что 20.06.2015 так называемая «середина» темноты придется на 01.00 по московскому времени. В то время как год назад, 20.06.14, она приходилась на 02.00 тогдашнего «летнего времени».
В 22.00 праздник начался концертной программой на Дворцовой площади. В ней приняли участие Дима Билан, Нюша, Iowa, группы «Градусы», «Uma2rmaH», «Ногу Свело». Хедлайнером концертной программы «Алых парусов» в ночь с 20-го на 21-е июня 2015-го года стала легендарная группа «Сплин».
Такой выбор сделали выпускники петербургских школ, принявшие участие в социологическом исследовании музыкальных предпочтений старшеклассников. Организатор праздника – Пятый канал – поддержал мнение виновников торжества, отдавших безоговорочную победу культовой петербургской рок-группе. Ведущими «Алых парусов» вновь стали Ольга Шелест и Иван Ургант. Общая стоимость праздника в этом году составила порядка 18 млн. рублей.
Старт свето-пиротехнического шоу в акватории Невы был намечен на 00.40 по московскому времени. Впервые за всю историю праздника зрителей ждал не просто фейерверк под аккомпанемент живого симфонического оркестра, а настоящий спектакль, главной сценой которого стало величественное сооружение Биржи.
Под музыку Мусоргского, Чайковского, Стравинского, Шостаковича, Артемьева ожили страницы российской истории. Кульминацией шоу по традиции стало появление бригантины под алыми парусами. Шестой раз подряд эту роль исполнил шведский парусник «Tre Kronor».
Заместитель председателя Комитета по образованию Андрей Борщевский сообщил, что в этом году на «Алые паруса» были разосланы приглашения во все субъекты Северо-Западного региона, а также в Республику Крым и город Севастополь. Петербургский Комитет по образованию создал условия для того, чтобы лучшие выпускники Республики Карелия, Ленинградской, Псковской, Новгородской и других областей, городов и муниципальных образований увидели одно из самых красочных европейских шоу.
Главные хозяева праздника – петербургские выпускники школ и профессионально-технических училищ — получили по два пригласительных билета и возможность прийти на «Алые паруса» с членами семьи или друзьями. Во избежание подделок, билеты снабдили двойной защитой и передали в школы накануне праздника. Всего было выпущено 80 000 пригласительных – количество обусловлено возможностями Дворцовой площади и Дворцовой набережной.
Эти главные зрительные площадки в 2015-м году, как всегда, предоставлены виновникам торжества – выпускникам и педагогам. Для детей с ограниченными возможностями были предусмотрены отдельные удобные и безопасные места в партере под открытым небом.
Неизменными элементами «Алых парусов» остаются морская рында, ударом в которую Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко возвестил о начале праздника, и бригантина под алыми парусами. По окончании свето-пиротехнического шоу, на Дворцовой площади продолжили выступать лучшие молодежные музыкальные коллективы Санкт-Петербурга.
«Tre Kronor» — точная копия брига «Gladan» 1857 года. «Gladan» был учебным кораблем, но кроме того дважды участвовал в экспедициях известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда (к Шпицбергену и Гренландии). Это судно стало идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись подробнейшие его чертежи.
Строительство «Tre Kronor» было начато в 1997 году на верфи Шеппсхольмен (Skeppsholmen). 27 августа 2005 года состоялся торжественный спуск судна на воду и крещение. Причем, крестной матерью стала кронпринцесса Виктория, Ее Королевское Высочество. В 2008-м, спустя десять лет, корабль был построен. Основными материалами послужили дуб, сосна (если точнее, сердцевина сосновых бревен) и сибирская лиственница. Разные части корабля сделаны из разных видов древесины. Корпус, например, состоит из 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы.
Появление прекрасной бригантины с алыми парусами — всегда самый эффектный и романтичный момент праздника, кульминация водно-пиротехнического шоу. Для корабля, исполняющего эту роль, требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность. А также умелая сплоченная команда и виртуозный капитан. В узкой акватории Невы с очень переменчивой розой ветров следует появиться секунда в секунду. Консультант брига, Сергей Тимошков говорит по этому поводу: «На сегодняшний день в 100 раз больше тех, что побывали в космосе, чем тех, кто в состоянии командовать такими парусниками. Поскольку во время праздника парусник двигается под музыку, в определенном темпе и с четкими интервалами, то задачи, на которые в обычной морской жизни тратится около 20 минут, команде нужно выполнять буквально мгновенно». Пять лет подряд с этим с блеском справляются капитан корабля Аллан Палмер и его команда.
Алые паруса, которыми раз в году оснащается бриг, – не бутафорские. Они сделаны по технологии настоящих морских парусов, предназначенных для выхода в открытое море. Единственное отличие заключается в материале, он тоньше обычного.
Чтобы обеспечить безопасность и четкость прохождения бригантины с алыми парусами, в акватории Невы «спрятана» целая флотилия, невидимая публике. Это 1 охранный буксир, 2 мощных скоростных спасательных катера и до 6 малых катеров обеспечения.
«Tre Kronor» называют иногда «парусником мира», поскольку он строился на деньги благотворителей и волонтеров из самых разных стран. Изначально «Три короны» создавались как учебное судно для интернациональной команды моряков. При этом умение управлять парусным судном – не основная цель. Главное – научить жить в коллективе и достойно справляться с трудностями.
«Tre Kronor» регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества. В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races» (на этапе Гданьск-Санкт-Петербург). Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» обратили внимание на корабль и его команду.
За годы существования праздника, главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли. В 1970-м году это была шхуна «Ленинград». В 2005-м – историческое судно, копия корабля времен Петра I «Штандарт». Потом – самый быстрый парусный корабль на планете, трехмачтовый «Мир», чуть позже – шхуна «Балтиец». Шведский парусник «Tre Kronor» исполнил эту почетную миссию уже шестой раз подряд.
Предлагаем вашему вниманию полный фотоотчет с праздника Алые паруса 2015 года в Санкт-Петербурге: