18 и 19 января в Ледовом дворце при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга состоялись концерты на льду, посвященные 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда. Мощное шоу, режиссером которого выступил Илья Авербух, собрало полный зал. И это неудивительно.
Все знают, что имя прославленного постановщика – это почти что синоним высококлассного ледового действа. И публика снова не ошиблась. Илья Изяславович готовил данную программу если и не «со слезами на глазах», но с особым тщанием и внутренним нервным, моральным трепетом, до самой последней минуты репетируя номера с фигуристами на льду.
По словам организаторов, приглашения на представление получили бесплатно ветераны Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, сотрудники городских предприятий, работавших в годы войны и блокады. Немалую часть билетов передали в молодежные организации и общеобразовательные школы. Так что зал был основательно, почти доверху наполнен разнообразным, разновозрастным зрителем. Как молодежью, кто пришел лишний раз посмотреть на своих любимцев-фигуристов, молодых да бойких, так и теми, кто помнит триумф легендарных спортсменов прошлого.
«Зимой блокадный лед на Ладоге был символом спасения и действительно помогал городу выстоять. Сегодня лед Ледового дворца становится художественным образом, который переносит нас в события 1942 — 1943 годов», — рассказал о концепции концерта-спектакля председатель Комитета по Культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин.
И ведь правда, в блокадные дни лед на Ладоге был символом спасения: по Дороге жизни эвакуировали людей, доставляли продовольствие, медикаменты и боеприпасы. Это помогло тысячам людей выжить в атмосфере голода и мороза, в итоге осажденный город выстоял.
18 января — особенная дата для Санкт-Петербурга. Именно в этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо.
Художники и декораторы серьезно подошли к оформлению ледовой арены. Они создали лаконичные и одновременно пронзительно выразительные декорации. В начале концерта на сцену выкатили метроном высотой метра три, который мерными ударами отсчитал традиционную минуту молчания.
Затем на лед опускались огромные блокадные окна, заклеенные на случай попадания снаряда. Довершали атмосферу советские громкоговорители, мешки с песком, таблички с предупреждениями об опасности и рядом со сценой воспроизведён центральный момент сценографии, то есть оформления концерта, тот самый монумент – «Разорванное кольцо».
И под конец шоу с «Ленфильма» прямо на арену Ледового приехала легендарная «полуторка» — единственная сохранившаяся до наших дней полностью оригинальная блокадная машина.
Музыкальная часть программы была выстроена на уникальной комбинации живого исполнения и кинематографических элементов. И каждый певец в этот день старался превозмочь себя, был не просто мелодическим фоном, но и неким соучастником творческого процесса, соучастником той или иной ледовой композиции, вызывая неподдельную дрожь у зрителя. Песни из советских кинофильмов прошлых лет – лирические, ностальгические, сильные и трогательные компоненты и без того мощной программы. Зал буквально рукоплескал всей этой композиции добра и радости, света и звука, чувственного и сострадательного.
Эмоции и чувства возрастали с каждым выступлением. Фигуристы, несомненно, очень волновались, выступая под зорким глазом петербургской публики в такой знаменательный день. Воодушевление и трепет, энтузиазм и артистизм – все было на льду. И — казалось, что фигуристы не выходили, а выплывали, вылетали на лед, песня подхватывала их на мощные невидимые крылья, увлекая в незримый, но мощный, яркий полет. Эти крылья и фигуристам, и зрителям давала дивная, вечная, всеми любимая музыка.
Открывал концерт Александр Самарин под песню «Жди меня». Высокий, статный, представитель так называемого «истинно мужского катания» — спортивного, силового, энергичного и атлетичного – в этот раз доказал скептикам и критикам, что и он может быть музыкальным, артистичным и трогательным. Остается только сожалеть, что он не выступает так на соревнованиях и что зрители Ледового не увидели его шикарный четверной лутц.
Юные танцоры Софья Гончарова и Александр Синцов поразили публику трогательным прокатом под песню «Маленький принц» в исполнении актрисы и певицы Евгении Рябцевой.
Продолжил шоу неожиданный дуэт: Екатерина Боброва и Максим Шабалин выступили под песню «Лебединая верность» в сопровождении вокала оперного певца Григория Чернецова. Пронзительный прокат и берущая за душу песня как будто лишили зрителей дыхания.
Софья Самоделкина была утонченной и воздушной, а ведь у нее была очень тяжелая музыка — песня «Блокадный хлеб» под вокал заслуженной артистки России Зары.
Соне удалось, несмотря на юный возраст, отлично войти в образ и не потеряться на фоне такой сильной музыки, несмотря на допущенную ошибку — «бабочку» вместо тройного флипа. Мы как будто живьем увидели и тонкие руки, и шорох поземки, и пакет невесомый с краюхой блокадного хлеба.
Драматичный и эффектный номер со сложнейшими поддержками и мастерски исполненный показали двукратные чемпионы мира Албена Денкова и Максим Ставиский в показательном номере на песню из кинофильма «17 мгновений весны».
Олимпийская чемпионка Татьяна Волосожар поразила зал ярким и зажигательным номером «Рио-Рита» в паре со своим партнером по шоу «Ледниковый период» актером Федором Федотовым. Единственный непрофессионал в программе, нисколько не потерялся на льду.
Андрей Мозалев выступивший под «Старинную солдатскую песню» снова показал разнообразие работы коньком, прекрасную хореографию, отметим его воздушность, гибкость и грацию.
Олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира Елена Бережная выступила в паре с Александром Маркунцовым (выступавшим с Юкой Кавагути) вместе с артистами Ледового театра Санкт-Петербурга, которым она руководит, с номером на песню «Ладога» в исполнении народного артиста России Василия Герелло.
Михаилу Коляде доверили выступать под Седьмую симфонию Шостаковича, но номер не получился до конца. Коляда допустил две серьезные ошибки на тройных прыжках: упал с одного и приземлился на две ноги на втором.
«Выступать в проекте, приуроченном к годовщине прорыва блокады, — огромная честь, — сказал Никита Кацалапов, — Мы очень хотим, чтобы этот концерт был познавательным для молодого поколения, чтобы мы все знали, ценили и помнили подвиг наших прадедов и дедов». Его партнерша Виктория Синицина добавила, что номер абсолютно новый, поставлен специально для этого концерта: «Песня очень красивая, душевная, надеюсь, показательный номер будет таким же…»
Ребята исполняли показательный номер под песню «Журавли».
Пятеро молодых фигуристов, представляющих собой «цвет» современного мужского катания: Марк Кондратюк, Михаил Коляда, Александр Самарин, Андрей Мозалев и Артем Федорченко выехали на лед на «полуторке» и исполнили красочный и колоритный совместный номер на песню «Лениградцы». Спел ее Григорий Чернецов.
Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин сорвали бурные овации глубоко трогательным лирическим танцем «Эхо любви» и довели зрителей до мурашек.
А вот прокат Алексея Ягудина оставил двоякое впечатление. С одной стороны, Алексей показал часть знаменитой дорожки шагов из олимпийской программы «Зима», прокатал куски из любимых постановок. Фигурист катался под песню «Как молоды мы были», и поэтому такие ностальгические моменты смотрелись вполне созвучно с музыкой. С другой стороны, у фигуриста не получился целостный показательный номер, и казалось, что он слегка позабыл о теме шоу, заигрался. Занимался больше заигрыванием с публикой, чем номером и катанием.
Последним выступал Марк Кондратюк под прекрасный вокал певицы Зары и знаменитый «Батальон». Он показал необыкновенную энергетику в своём прокате, драйв, силу и кураж. Ну, а безукоризненно исполненные прыжки вызывали восторг у публики.
Свои сольные номера также показали Артем Федорченко, Анна Погорилая и Николай Колесников.
А закончилось шоу выходом на лед всех звездных участников концерта и Детского ледового театра, исполнивших общий номер под песню Кипелова «Непокоренные», исполненную хором Ансамбля песни и пляски Западного Военного округа и симфоническим оркестром под управлением Николая Погорелова.
Композиция была написана к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Маргаритой Пушкиной и Валерием Кипеловым и посвящена подвигу ленинградских блокадников. Шедевральная песня, практически гимн, прекрасно выразила всю силу наших героических предков, мощь русского народа, готовность стоять до конца и не сдаваться и стала прекрасным завершением вечера.
Редакция выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке материала Дмитрию Берия.
Фото: Марина Питерская и Дмитрий Берия.