В столице Монголии состоялась церемония награждения победителей и призёров 14-го издания Проекта.
После одиннадцати дней соперничества и более пяти тысяч километров дистанции ралли «Шелковый путь» финишировало в Монголии. Борьба продолжалась до последних этапов, а сложные и скоростные трассы близ Улан-Батора держали спортсменов в напряжении до самого конца. Грандиозная битва завершилась торжественной церемонией финиша, состоявшейся на территории первого в Монголии закрытого ледового дворца международного стандарта «АИК Степная Арена» при поддержке руководителя коллектива Цэдэндоржийна Энхбаяра.
Торжественная церемония началась с приветственного слова Президента Монголии господина Ухнаагийна Хурэлсуха, которое зачитал советник Президента по образованию Чоймаагийн Лодойравсал. В своём послании глава государства отметил, что ралли «Шелковый путь» является одним из крупных и интересных спортивных событий, а также горячо поздравил успешно финишировавших участников. Кроме того, по словам Президента, проведение такой гонки играет важную роль в развитии туризма, культурно-гуманитарных связей между странами и укреплении дружбы и взаимопонимания народов.
«Горячо поздравляю всех 106 спортсменов из 13 стран мира, проверивших свою храбрость, ловкость и профессионализм в авторалли «Шелковый путь — 2024», преодолевших за более чем десять дней более 5 200 километров по самым уникальным природным местностям Монголии и России, и успешно финишировавших сегодня в стране вечно синего неба и её столице — городе Улан-Баторе», — сказано в обращении главы государства.
Государственный секретарь Министерства дорожно-транспортного развития Монголии Сухбаатарын Батболд подчеркнул значение гонки для обеих стран и поприветствовал участников ралли, добравшихся до финиша 11-дневного марафона.
Затем слово взял руководитель Проекта Международное ралли «Шелковый путь» Владимир Чагин, который поблагодарил Монголию за радушный приём участников и организаторов гонки. «Мы не в первый раз в Монголии, и вновь мы чувствуем тепло ваших сердец и доброту, с которой нас здесь принимают. Я хотел бы поблагодарить всех, кто поддерживал нас, ваша энергия передалась участникам и поддерживала их на пути в Улан-Батор», — сказал он.
Первыми на подиум вышли участники зачёта мотоциклов, в котором уже во второй раз в карьере первенствовал Алексей Наумов. Россиянин всю гонку сражался с монгольским райдером Муруном Пуревдоржем и за счёт стабильности уверенно опередил своего визави по итогам одиннадцати этапов. В то же время Пуревдорж одержал на последних этапах несколько побед и удостоился Кубка Газпрома «За волю к победе». Бронзовую награду в зачётной группе «кросс кантри 450» завоевала Екатерина Жаданова.
В зачёте G-Moto Challenge, участники которого преодолевают все превратности гоночного маршрута без помощи механиков, победил Олег Павленко — для него это уже второй успех в карьере. На втором месте расположился дебютант ралли «Шелковый путь» Иван Ли, а на третьей строчке классифицировался Антон Круглов.
Среди квадроциклистов сильнейшим стал один из самых молодых участников гонки Данил Логинов. Представитель команды Lion Racing Team блеснул в прошлом году, заняв второе место, а теперь поднялся ещё на одну строчку выше. Серебряным и бронзовым призёрами ралли стали Азат Шаймухаметов, во второй раз подряд пробившийся в тройку лидеров на ралли-марафоне «Шелковый путь», и дебютант Максим Сдвижков.
Затем настала очередь категории мотовездеходов Т3, в которой первенствовал экипаж Романа Русинова и Дмитрия Павлова, победивший также в абсолютном зачёте среди всех заявленных внедорожников. На второй позиции марафон завершили Дмитрий Черкесов и Владимир Простаков, а третьими стали Андрей Новиков и Алексей Горюнов на российском прототипе команды G-Force Motorsport.
Новиков и Горюнов почти на каждом этапе были среди лидеров, однако поломка бензонасоса выбила дуэт из борьбы за победу. Спортсмены, тем не менее, не сдались, и продолжили сражение за призовое место, продемонстрировав настоящее мужество и упорство, которое было отмечено Кубком Газпрома «За волю к победе».
В категории прототипов Т1 два первых места заняла команда GAZ Raid Sport. Победителями гонки стали Александр Семёнов и Дмитрий Охотников, а на второй строчке расположились Алексей Игнатов и Евгений Павлов. ТОП-3 замкнул экипаж Андрея Рудского и Дмитрия Карпова из «НГ-Энерго».
Андрей Сушенцов и Александр Щанов из команды S&A Racing на протяжении всей дистанции доминировали в зачёте серийных внедорожников Т2 и удержали первую строчку зачёта до самого финиша. Вторыми стали братья Мердан и Шохрат Тойлыевы, а на третьей строчке расположились их партнёры по команде Федерации автомобильного спорта Туркменистана Максатмырат Данатаров и Дидар Оразмедов.
В зачёте Open победу на последних этапах вырвал экипаж LADA Sport ROSNEFT Raid в составе Дмитрия Воронова и Кирилла Еникеева, который опередил Сергея Шалыгина и Никиту Ерженина, прошедших всю дистанцию вдвоём, без помощи механиков. Бронзовыми призёрами стали Никита Юрковский и Александр Кузнецов из CS20 Racing Team.
Наиболее напряжённой борьбой по ходу гонки был отмечен зачёт грузовиков, победу в котором завоевали Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Ильгиз Ахметзянов из «КАМАЗ-мастер». Для Сотникова этот триумф стал уже пятым на ралли «Шелковый путь». Вторым стал экипаж руководителя и пилота «Синей Армады» Эдуарда Николаева — он преодолевал дистанцию на капотном грузовике КАМАЗ со штурманом Евгением Яковлевым и механиком Дмитрием Авдеевым. Главные соперники челнинцев — Сергей Вязович, Павел Гаранин и Андрей Крагельский из «МАЗ-СПОРТавто» — замкнули тройку сильнейших.
Затем на торжественный подиум поднялись участники зачёта Adventure Trophy, созданного для мотоциклистов без спортивного опыта. В этом году в нём победила команда GS Rally Team. Под руководством опытного инструктора Евгения Пятигорского дистанцию прошли Глеб Кольцов и Константин Бяков. Вторыми стали участники BigBoxer Team во главе со Станиславом Чвиженко, а ТОП-3 замкнула тройка Владимира Хуторовского из QjMotor.
Завершили проезд участников экипажи Гранд тура «Тайны Алтая», в котором первенствовали дебютанты ралли «Шелковый путь» Дмитрий Фёдоров и Андрей Сухов. Второе место заняли Пётр Баканов и Юрий Урюков, третьими стали Владимир Мельников и Вадим Гагарин. Кроме того, блестяще провела гонку китайско-российская команда «Один пояс — один путь» в составе Хоу Хуннина, Чжаня Я и Сергея Шпортько, прошедших дистанцию на грузовике КАМАЗ в рамках категории Grand Tour Trucks.
Также на подиум поднялся экипаж ФМБА России — команды выдающихся медиков, уже много лет сопровождающих ралли «Шелковый путь» для оказания помощи участникам, журналистам, организаторам и при необходимости местным жителям. Для обеспечения безопасности на таких мероприятиях требуется особая подготовка, но со специалистами ФМБА России и их уникальным оборудованием все возможные риски сведены к минимуму. В том числе благодаря выдающимся навыкам медиков ралли «Шелковый путь» считается одной из самых безопасных гонок в мире.
Наконец после этого на подиум поднялись спортсмены, которые по разным причинам не смогли завершить гонку. Среди них мотоциклист Илья Щеглов, который до последнего сражался с механическими проблемами, но техника оказалась менее крепкой, чем спортсмен. На подиуме также побывали экипажи Юрия Наймана и Алексея Попова из Ural Motorsport — на второй год участия команда расширилась до двух грузовиков, демонстрировавших высокий темп, однако полностью пройти коварную трассу им не удалось. Кроме того, монгольские болельщики горячо поприветствовали Вячеслава Папуцкого и Игоря Чудайкина, экипажу которого тоже не повезло на дистанции.
В общей сложности за 11 дней гонки экипажи преодолели 5 243 километра дистанции, которая прошла в том числе по живописным горам Алтая и пескам пустыни Гоби. На старт вышли порядка ста экипажей из 13 стран мира, вновь подтвердив статус Международного ралли «Шелковый путь» как крупного трансконтинентального соревнования, объединяющего разные страны не только в спортивном аспекте, но также в плоскости гуманитарного и культурного сотрудничества государств.
Кроме того, гонка была особенной для Проекта, который в этом году отмечает своё 15-летие. Маршрут, по которому прошли соревнования, стал самым разнообразным в истории ралли «Шелковый путь» и бросил спортсменам уникальный вызов. Так, на одном из этапов экипажи прошли небывалый 100-километровый отрезок дюн. Гонка стала грандиозным праздником и подарила участникам незабываемые эмоции, но уже совсем скоро Дирекция начнёт работать над новым изданием ралли — оно будет не менее грандиозным и захватывающим.
Ведь «Шелковый путь» — это больше, чем гонка, и ярче, чем приключение!