Сорок пять лет назад, 12 января 1978 года, Валерий Гергиев, недавний выпускник Ленинградской консерватории, дирижировал своим первым спектаклем в Кировском (Мариинском) театре. Это была опера Прокофьева «Война и мир».
Вот как сам Валерий Гергиев вспоминает те дни: «Мой первый шаг в Мариинском театре – это неожиданная для меня возможность прогнать целиком готовившийся тогда к премьере спектакль “Война и мир”, над которым работали Юрий Темирканов, Борис Покровский и Иосиф Сумбаташвили. Я только-только стал стажером театра и был ассистентом Темирканова на этой постановке.
На репетиции: Юрий Темирканов, Борис Покровский, Валерий Гергиев
В театре меня мало кто знал. Юрий Хатуевич вдруг сказал мне: “Начните репетицию, я хочу послушать, как это все звучит”. Через минуту я стоял перед оркестром Кировского театра, с любопытством взиравшим на двадцатичетырехлетнего молодого человека, который был коротко представлен Темиркановым: “Кстати, это наш новый стажер”. Через какое-то время Темирканов сказал мне: “Я был очень удивлен тогда, во время спектакля”. Прищурившись, посмотрел на меня и добавил: “Думаю, будешь главным дирижером в этом театре, когда-нибудь”. Но до когда-нибудь оставалось еще десять лет».
Это была первая постановка «Войны и мира» на сцене Кировского театра. Юрий Темирканов доверил сложнейшие партии как мастерам, так и молодым певцам – будущим звездам мариинской сцены. В партии Наташи Ростовой на равных с прославленной Галиной Ковалёвой выступала только что пришедшая в труппу театра Лариса Шевченко. Сергею Лейферкусу, как и его герою Андрею Болконскому, был 31 год. Для Алексея Стеблянко, исполнявшего партию Пьера Безухова, этот спектакль также стал одним из первых на мариинской сцене.
Наташа Ростова – Галина Ковалёва, Андрей Болконский – Сергей Лейферкус, Пьер Безухов – Александр Розуменко
С «Войны и мира» для Гергиева началась огромная прокофьевиана в Мариинском, которую сегодня составляют десятки постановок опер и балетов русского классика – от «Игрока» и «Огненного ангела» до «Золушки» и «Каменного цветка». Одну лишь «Войну и мир» публика могла видеть в четырех разных режиссерских решениях, опера была записана на диски, не раз показана за рубежом, транслировалась в прямом эфире.
Программка третьего спектакля «Война и мир». 12 января 1978 года
Все симфонии, концерты, вокально-ораториальные произведения Прокофьева постоянно исполняются как в Петербурге, так и на гастролях. В юбилейном 2016 году театр выпустил антологию инструментальной и ораториальной музыки Прокофьева (Telmondis).
Кутузов – Николай Охотников, Элен – Ирина Богачёва
В 1978-м, пойдя стажером в театр, Гергиев отказался от концерта в Европе, который был ему положен после победы на престижном дирижерском конкурсе имени Караяна в Берлине (1977). Но, оглядываясь назад, маэстро резюмировал: «Может быть, и стоило пожалеть, что я не выступил с концертом в Европе после караяновского конкурса, как мне предлагали, а выступали те, у кого я выиграл, но я думаю, что каждому уготована своя судьба.
Валерий Гергиев, дирижер-ассистент. Кировский театр. 1978 год
Театр дал мне возможность столкнуться с трудностями, которые необходимо преодолеть каждому дирижеру. У одних это происходит в 40 лет, у меня – в 24 года. Я не был утопающим, но я должен был выплыть против течения. И по прошествии времени я понял, что моя манера обращаться с оркестром театра была вначале “преступно” активна, агрессивна, слишком энергична.
Евгений Миронов-Поэтория (24 декабря). Фото Наташи Разиной
Но музыканты, видимо делали скидку на мой возраст и на мое колоссальное желание работать – работать я мог, наверное, по 20–40 часов подряд. Мне прощали мои резкости, я прошел опыт ошибок и бесконечно благодарен судьбе за встречу с этим прекрасным коллективом».
Фото Александр Шапунов. Предоставлено Фондом Валерия Гергиева
Юбилейную дату Маэстро Гергиев отмечает за дирижерским пультом – сегодня под его управлением проходит опера Джузеппе Верди «Отелло», а уже завтра – «Евгений Онегин» Петра Чайковского в постановке Юрия Темирканова.
«Отелло». Фото Наташи Разиной
Евгений Онегин. Фото Валентин Барановский
В статье использованы материалы из архива Мариинского театра. Фото Юлии Ларионовой.